Маслоснабжение паровых турбин определяет надежную и безопасную работу паровых турбин. Большая часть аварий с турбоагрегатами происходит ввиду неудовлетворительной эксплуата¬ции и конструктивного несовершен¬ства элементов маслосистемы.

Это является определяющим фактором постоянного совершенствования маслосистем и их элементов. Масло в паротурбинной установ¬ке участвует в системе смазки и в системе регулирования турбоагре¬гата. В мощных агрегатах блочного типа масло к тому же является и смазкой для питательных насосов, и рабочей жидкостью для их гидро¬муфт. В турбогенераторах с водо¬родным охлаждением масло также служит для уплотнения водородной системы.

Маслоснабжение паровых турбин можно разделить на 2 группы:

  • Маслопроводы низкого давления
  • Мас¬лопроводы системы регулирования и защиты турбины.

Система маслоснабжения содержит:

  • система смазки;
  • система регулирования и защиты;
  • главные и вспомогательные маслонасосы;
  • масляный бак;
  • система охлаждения масла;
  • система уплотнения генератора с водородным охлаждением;
  • элементы защиты, блокировки и контроля маслосистемы.

Система маслоснабжения паровых турбин также обеспечивает смазку и охлаждение подшипников турбин и других пар трения. Чаще всего система смазки подшипников совмещается с системой подачи смазки в органы регулирования. Для качественной смазки подшипников в системе стоит поддерживать давление 0,15-0,17 Мпа., а в системе регулирования до 1,3 Мпа.

Принцип работы системы маслоснабжения

Обе системы общий масляный бак, трубопроводы, насосы, чаще используют шестерённый, иногда винтовой насос, который в свою очередь через редуктор соединён с валом турбины. Насос подаёт масло из бака в систему регулирования под давлением. Часть масла через редукционный клапан направляется к подшипнику через маслоохладитель. Редукционный клапан поддерживает давление в линии подачи масла к подшипникам, сбрасывая излишек масла в бак. Турбонасос через обратный клапан подаёт масло к подшипникам при пуске и остановке турбины. Вспомогательный насос подаёт масло в систему смазки подшипников только в случае если насосы отказали, т.е. является резервным.

Преимущества объёмного насоса:

Объемный насос способен сам создавать разряжение во всасывающей линии даже если в ней окажется воздух. Однако наличие редукторного привода делает систему не столь надёжной. Данный недостаток устранён в системе маслоснабжения с центробежным насосом.

Перед включением в работу насос необходимо заполнить рабочей жидкостью (маслом). Исполняет эту функцию маслоструйный инжектор. Инжектор поддерживает перед насосом небольшое избыточное давление порядка 0,3-0,5 МПа, что позволяет исключить попадание воздуха во всасывающую линию.

Масляный бак, кроме того как собирать масло из системы выполняет такие функции как: выделение из масла воздуха, шлама и воды.